Виды торговых организаций

В зависимости от правового положения торговые организации - торги, объединения, конторы, тресты общественного питания - делятся на три вида:

1)      торговые организации, в состав которых входят только предприятия, не пользующиеся правами юридического лица. Такие организации являются юридической фигурой предприятия, выступают как субъекты гражданского оборота, но в то же время являются и органами управления, осуществляющими соответствующие функции в отношении предприятий - торговых единиц, входящих в их состав;

2)      торговые организации, в состав которых входят только предприятия, являющиеся юридическими лицами (например, московский торг «Гастроном», областные тресты ресторанов и т. д.). В этом случае торговая организация выступает по отношению к предприятиям как орган хозяйственного управления, осуществляющий планово-регулирующую деятельность, « не обладает правами торгового предприятия. Организации данного вида осуществляют наряду с управленческими и хозяйственные функции (материально-техническое снабжение, транспортное обслуживание, капитальное строительство и капитальный ремонт подчиненных торговых предприятий и т.д.);

3)      торговые организации смешанного вида, в состав которых входят как предприятия, пользующиеся правами юридического лица, так и торговые единицы. В этом случае правовое положение торговой организации отличается сложностью: по отношению к магазинам, не являющимся юридическими лицами, она выступает как торговое предприятие, а по отношению к магазинам - юридическим лицам - как орган хозяйственного управления.

В последние годы в государственной торговле появляются новые виды хозяйственных объединений: узкоспециализированные внутригородские объединения типа объединений в г. Клайпеда; городские розничные торговые объединения, создаваемые по образцу костромских объединений «Продтовары», «Промтовары»; городские объединения общественного питания, например Костромское, Красноярское объединения.

В соответствии с решениями Коммунистической партии и Правительства GCGP осуществляется совершенствование управления торговлей, и общественным питанием в стране, одним из направлений которого является концентрация торговых предприятий,, создание крупных торговых объединений. Так, в РСФСР создано республиканское оптовое объединение «Росхозторг»; в Украинской GCB - республиканские оптово-розничные объединения «Мебель», «Спорттовары»;: в Белорусской - гомельские областные оптовые торговые объединения «Текстильшвейобувьторг», «Культбытхозторг» и по оптовой торговле продовольственными товарами и т. д.

Расширяется сеть фирменных магазинов промышленных министерств и объединений, а также фирменных магазинов совхозов; колхозов и их объединений.

5. Государственные предприятия, и организации оптовой, розничной торговли и общественного питания действуют на основании Положения о государственном производственном предприятии, которое распространено на них постановлением Совета Министров России от 30 апреля 1968г. Этим постановлением установлено; что особенности применения указанного Положения к государственным предприятиями организациям торговли и общественного питания определяются: Министерством торговли России - в отношении предприятий и организаций системы этого министерства, а также предприятий и организаций орсов и урсов других министерств; Министерством обороны России, Министерством здравоохранения России и Госкомитетом Совета. Министров России по делам издательств, полиграфии и книжной торговли - в отношении подведомственных каждому из них предприятий и организаций, осуществляющих торговлю; Министерством связи России - в отношении предприятий и организаций «Союзпечати».

Правовое положение предприятий и организаций торговли, переведенных на новый порядок планирования и экономического стимулирования, регулируется также постановлением Совета Министров России от 13 марта 1965 г., постановлением Совета Министров России от 20 октября 1966 г., Методическими указаниями по переводу предприятий и организаций государственной торговли и общественного питания на новую систему экономического стимулирования. Указанные нормативные акты расширили права предприятий и организаций торговли и общественного питания, а также укрепили их хозяйственную самостоятельность.

В настоящее время начата работа по подготовке Положения о социалистическом государственном торговом объединении (предприятии).